[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

[ex-ussr-left] Еще раз о компетентности. Еще раз о совести.



Здравствуйте, товарищи!

Еще раз о компетентности. Еще раз о совести.
Александр Тарасов

В № 68 «Учебников» была опубликована статья Ольги Дашковской «Еще раз
о войне», формально посвященная «круглому столу» «Четыре года за
четыре урока (История Великой Отечественной войны в школе)», который,
как явствует из статьи, состоялся «в научно-просветительской центре
«Холокост» в рамках V Всероссийского августовского
интернет-педсовета».       

Эта небольшая статья меня поразила. Поразила а) некомпетентностью и б)
чудовищной расстановкой идеологических акцентов.  

В самом начале статьи заявляется, что существует угроза, «что
торжества по поводу знаменательной даты (60-летия Победы. – А.Т.)
могут вылиться в показуху, в очередную кампанию с парадными шествиями
и фанфарами, а многие насущные проблемы так и останутся нерешенными.
Одна из них состоит в том, что через 60 лет после разгрома коричневой
чумы нацистские идеи в России живут и процветают: множатся ряды
скинхэдов, прилавки завалены книгами о лидерах Третьего рейха, на
стенах домов чернеют свастики».        

Далее сообщается, что участники «круглого стола» пришли к выводу, что
«равнодушное отношение общества (так-таки и всего общества? – А.Т.) к
этим позорным явлениям – не что иное, как закономерная (!!! – значит,
и бороться с этим бессмысленно, раз «закономерная»? – А.Т.) реакция на
официальную позицию, которая состоит в освещении «позитива» на
страницах школьных учебников истории (массовый героизм советского
народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, скупое
перечисление дат, боев, имен). В то же время умалчивается правда о
тяготах, лишениях, противоречиях тех лет». Не буду придираться к
стилю, на мой взгляд, чудовищному (одно выражение «разгром коричневой
чумы» чего стоит!), укажу лишь на явное нарушение элементарной логики:
с сегодняшними учебниками сталкиваются лишь школьники и учителя, а это
по определению не только не все общество, но даже не самая крупная его
часть. Может быть, причины расцвета фашистской идеологии и фашистских
организаций в стране, победившей некогда фашизм, все-таки в чем-то
другом? При Хрущеве или Брежневе, положим, тоже в школьных учебниках
при освещении Великой Отечественной царствовал «позитив» (и куда более
зубодробительный, чем сегодня), но вот ни фашистских партий, ни
скинхедов, ни книг, пропагандирующих фашизм, что-то не было.
Интересно, почему бы это?                     

Далее Дашковская объясняет, что имеется в виду: «Дети очень хотят
знать правду, и не столько ее парадную, «разрешенную» сторону, сколько
оборотную, малоизвестную, – считает Ирина Алхазашвили, преподаватель
истории из Центра образования № 548 «Царицыно». – Ребят волнуют именно
те вопросы, на которые трудно найти однозначные ответы. Например: что
заставляло советских граждан сотрудничать с гитлеровцами? почему
Матросов воевал в штрафном батальоне? почему Зою Космодемьянскую сдали
немцам «свои», советские крестьяне? почему Муссолини в молодости
увлекался социалистическими идеями, а впоследствии примкнул к
фашистам?».             

Поскольку ни о каких возражениях на это выступление не сообщается,
следовательно, все участники «круглого стола» были с ним согласны. А
между тем это – выступление, свидетельствующее о полной
профнепригодности И. Алхазашвили. Она задала четыре вопроса. Из них
один общий, неконкретный («что заставляло советских граждан
сотрудничать с гитлеровцами» – интересно, почему только «что», а не
«кто»? – ведь человека, назначенного оккупантами старостой, если он от
назначения отказывался, как правило, расстреливали). А в трех других –
в каждом – И. Алхазашвили демонстрирует полное незнание фактов,
недопустимое для учителя истории в школе.           

Во-первых, ни в каком штрафном батальоне Александр Матросов не
состоял. Он был рядовым 56-й гвардейской стрелковой дивизии, а в
гвардии штрафбатов не было: власть считала недопустимым совмещать
гвардейские части, которые должны были служить примером для всех
войск, со штрафниками. Матросов был комсомольцем. Штрафник не мог
состоять ни в ВЛКСМ, ни в ВКП(б). В сентябре 1943 г. имя А. Матросова
было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, в котором он
служил. Штрафник не мог быть удостоен такой чести.         

Во-вторых, никакие «свои» «советские крестьяне» Зою Космодемьянскую
фашистам не сдавали. Место, где она скрывалась, выдал гитлеровцам
взятый в плен член ее же диверсионной группы Клубков (позже был за это
расстрелян), а ловить Зою помогал оккупантам полицай Скворцов (тоже
расстрелян). Вот вам и «советские крестьяне».         

В-третьих, Муссолини вовсе не «увлекался в молодости социалистическими
идеями, а потом примкнул к фашистам». Муссолини был видным деятелем
Итальянской социалистической партии (ИСП), редактором официального
органа ИСП – газеты «Аванти!». После начала I Мировой войны Муссолини
стал одним из лидеров «интервенционистов», то есть сторонников войны,
за что и был из Соцпартии с позором изгнан. И не мог Муссолини
«примкнуть к фашистам», поскольку он сам и основал фашистское
движение, то есть был первым фашистом. Это другие примыкали к нему.

Говоря иначе, И. Алхазашвили не просто не владеет материалом, но,
впечатление такое, что черпает свои познания о войне именно из той
профашистской литературы, обилием которой на наших прилавках так
обеспокоены, если верить О. Дашковской, участники «круглого стола».    

Я бы на месте директора ЦО № 548 задумался о том, кто и что именно
преподает в его школе. Логично ведь предположить, что И. Алхазашвили и
на уроках занимается такой же профашистской пропагандой, как и на
«круглом столе». У меня есть даже предположение, какой именно
«источник» прорабатывает она со своими учениками: антисемитский
интернет-ресурс «Ревизионизм холокоста» – это именно там, наряду с
текстами Юргена Графа, «доказывающими», что истребление фашистами
евреев – не более чем «жидовский вымысел», размещены статьи о
«штрафнике» Морозове и «сданной советскими крестьянами» оккупантам
Космодемьянской.            

Да, конечно, последние 15 лет разного рода ультраправые авторы,
отрабатывающие социальный заказ по охаиванию всего советского и тем
более коммунистического, какой только лжи не насочиняли. В частности,
о Зое Космодемьянской писали, что ее вообще не существовало, что это –
выдумка сталинской пропаганды; что Зою «схватили и сдали немцам
местные крестьяне потому, что она поджигала их избы»; что ее
(конкурентная версия!) сдало фашистам советское руководство, чтобы
заполучить – с пропагандистской целью – мученицу; что Зоя выдала
оккупантам все, что знала – добровольно и без пыток; что она (опять
конкурентная версия!) ничего немцам не выдала, потому что была…
шизофреничка… И т.д., и т.п. Много разных гадостей насочиняли о войне
духовные наставники тех самых скинхедов, по поводу расцвета которых
сокрушались участники «круглого стола». Могу для примера назвать имя
одного такого наставника, любителя изобретать антисоветские мифы о
Великой Отечественной: Александр Иванов-Сухаревский, лидер Народной
национальной партии, молодежным крылом которой является скинхедская
организация «Русская цель».                   

Но в том-то и состоит задача учителя истории (если у него, конечно,
есть совесть), чтобы не транслировать в классе фашистскую пропаганду,
а разоблачать ее. Алхазашвили все делает с точностью до наоборот.        

Как выясняется, она не одинока. Ей не только никто не возразил, не
опроверг транслируемый ею власовский бред, но и автор статьи О.
Дашковская оказалась точно так же отравлена пещерными
антикоммунистическими мифами – судя по тому, что она, не дрогнув,
написала про Ольгу Берггольц, что та «погибла в застенках НКВД». Ну
хорошо, историю филолог Дашковская не знает, но курс отечественной
литературы должна была в вузе проходить? Ольга Берггольц благополучно
умерла своей смертью в 1975 г. НКВД перестал существовать еще в
1946-м. В 1950 г. О. Берггольц, уже умерщвленная, по О. Дашковской, в
застенках НКВД, лично получала Сталинскую премию. Не знаю, как сейчас,
но в советский период книга Берггольц «Дневные звезды» (1959) входила
в обязательный курс на филологическом факультете.              

Удивительно, но лишь вскользь, как о чем-то само собой разумеющемся, в
статье упоминается о том, что все изучение Великой Отечественной
«втиснуто» в четыре урока. Последнему дураку понятно, что это
форменное преступление. Невозможно составить хоть сколько-то внятное
представление о Великой Отечественной войне, а уж тем более
разобраться в «нерешенных насущных проблемах» и сделать выводы за
четыре урока! Но это постыдное положение создано не учителями, оно
создано чиновниками Минобразования и неолиберальными «реформаторами»
школы из ВШЭ, поклонниками чилийского фашиста Пиночета, разработавшими
и «спустившими вниз» такой позорный курс истории, который прямо и
целенаправленно препятствует внедрению антифашистских установок и
знаний в школе. Это – позиция властей. Так же, как и безвозбранное
издание биографий фашистских вождей многотысячными тиражами и их
свободная продажа. Как и оправдательные приговоры организаторам
фашистской пропаганды (последний яркий пример – дело В. Корчагина).
Суд – это часть государственной машины. Именно эта машина сознательно
фашизирует нашу страну.                  

А учителя на «круглом столе» вместо того, чтобы принять резолюцию
протеста против заведомо преступной установки по «изучению» Великой
Отечественной войны за четыре урока и призвать своих коллег не
соблюдать эту установку и вести в школе антифашистскую пропаганду и
изучать Великую Отечественную подробно, разъясняя школьникам опасность
фашизма, что-то жалко лепетали о «внеурочной деятельности»…        

Нельзя одновременно внедрять в сознание детей фашистские мифы о Зое
Космодемьянской и Александре Матросове, как это делает И. Алхазашвили,
– и одновременно сетовать на расцвет скинхедов. Второе прямо вытекает
из первого.   

История Великой Отечественной была и остается вопросом идеологическим
– поскольку сама война была идеологической войной. При Ельцине была
сделана попытка (неудавшаяся) переписать историю войны и представить
власовцев (как это было сделано в Прибалтике с местными
коллаборационистами) героями. При Путине тоже происходило и происходит
много чего удивительного и позорного, связанного с Великой
Отечественной. При Путине по суворовским училищам и кадетским корпусам
с помпой и почетом ездил капитан власовской армии П. Бутков, который
рассказывал учащимся, как он вместе с гитлеровцами уничтожал
«проклятых большевиков». Небезызвестный г-н Йордан, экзекутор НТВ (и,
как оказалось, сын и внук белогвардейцев, служивших во вспомогательных
частях СС в Югославии и расправлявшихся там с местным населением)
возглавил целое объединение кадетских корпусов и чуть было не провел
провласовский съезд этого объединения в Питере – и в качестве
почетного председателя там должен был присутствовать и выступать
министр обороны Сергей Иванов, «правая рука» и личный друг Путина. Это
мероприятие сорвалось только потому, что о нем узнали журналисты из
газеты «Версия в Петербурге» – и опубликовали статью. Во избежание
скандала съезд отменили. Вот вам, кстати, и реакцияобщества, якобы
сплошь равнодушного. Причем реакция журналистов, а не учителей истории
кадетских корпусов, которые поголовно молчали и во всем участвовали, к
позору преподавательского сообщества. И не надо в качестве оправдания
этого позора ссылаться на то, что в кадетских корпусах многие
преподаватели носят погоны. Звание офицера (как и учителя, впрочем),
не должно быть синонимом слов «трус» и «подлец».                         

При Путине тема Великой Отечественной не просто ритуализирована
донельзя (а всякий ритуал – это действие, смысл которого забыт), но
превращена в балаган. Именно при Путине в Кремле стали устраивать
позорные по качеству «торжественные концерты» 9 мая, когда в
декорациях, пригодных разве что для клуба в исправительно-трудовой
колонии, безголосые певцы и певицы, сделавшие себе карьеру через
постели продюсеров, «пели» в манере «русского шансона» (то есть
уголовной) песни военных лет. Иначе как сознательным издевательством
над живыми ветеранами и особо циничным оскорблением памяти жертв
фашизма это назвать нельзя. Так же, как и устроенное недавно потешное
действо, якобы инсценирующее битву под Москвой. Так же, как и
приравнивание ветеранов постыдной колониальной Чеченской войны к
ветеранам Великой Отечественной.             

Профессия учителя – профессия социальноответственная. Когда
учительское сообщество отказывается сопротивляться явно преступной
образовательной политике властей и сосредоточивается на рептильных
обсуждениях, как реализовать нереализуемое (например, втиснуть Великую
Отечественную в четыре урока), оно само себя дискредитирует. И даже
хуже того – выступает сообщником чиновных преступников.       
2005 г. 

Александр Тарасов 

Proletoj de cxiuj landoj, unuigxu!



------------------------ Yahoo! Groups Sponsor --------------------~--> 
Give underprivileged students the materials they need to learn. 
Bring education to life by funding a specific classroom project.
http://us.click.yahoo.com/FHLuJD/_WnJAA/cUmLAA/XcSolB/TM
--------------------------------------------------------------------~-> 

 
Yahoo! Groups Links

<*> To visit your group on the web, go to:
    http://groups.yahoo.com/group/ex-ussr-left/

<*> To unsubscribe from this group, send an email to:
    ex-ussr-left-unsubscribe@yahoogroups.com

<*> Your use of Yahoo! Groups is subject to:
    http://docs.yahoo.com/info/terms/