[ex-ussr-left] Не только Ильенков, но и Мих.Лифшиц

> Да Райх и Маркузе - люди с мировыми именами! - а кому известен ваш
Ильенков - я вообще не знаю!? Кто он такой? Про него хоть есть хоть один
сайт в Интернете!!!???

Известность сама по себе мало значит. Известность в качестве кого? И
заслуженная ли это известность, не обычная ли мода?

А сайт и т.п. "раскрутку" сделать нетрудно. Для этого нужно, чтобы было
_что_ раскручивать и чтобы это содеражние было востребовано временем.
Вспомним, как многие фундаментальные труды классиков не были изданы в своё
время, а потом десятилетия лежади под спудом, похороненные измельчавшими
эпигонами.

Огромный марксистский потенциал в трудах Ильенкова есть. И он не может быть
не востребован. Особенно когда в головах молодёжи повыветрится
брежневизированная неопозитивизация (ух, как вышло!) марксистско-ленинской
философии.

Лично я готов систематически изложить взгляды Ильенкова. Если это уже сейчас
становится нужно. Причём обещаю: кратко, понятно, интересно и актуально. Без
занудства и многословия.

Моё формирование как _современного_ марксиста осуществилось именно через
Ильенкова и Мих.Лифшица. Через советские учебники классика воспринималась с
большим трудом. Даже первоисточники воспринимались лишь частично. С помощью
Мих.Лифшица и Ильенкова произошёл качественный скачок понимания
первоисточников.

Когда преподаватель философии, мой первый учитель в этой области, году этак
в 1982-м посоветовал мне прочитать базовый труд Ильенкова с названием
"Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса", я сильно
приуныл. Однако Виктора Фёдоровича Шаповалова с кафедры философии
гуманитарных факультетов МГУ я очень уважал, он мне очень и очень помог на
этапе становления. А потому зачел в библитеку. И был потрясён
интеллектуальной силой текста, простотой изложения, ответом на те
ба-а-альшие вопросы, которые у меня вставали, когда я соотносил тексты
Маркса-Энгельса с их трактовкой в тогдашних учебниках.

Прочитал всего Ильенкова, что был издан. Писал по нему диплом. Вышел на
родственников и учеников. Узнал Мих.Лифшица -- также прочёл всего, что
нашёл, а также Лукача, М.Розенталя, всю подшивку "Литературного критика".
Пошёл работать под начало двух из числа последователей Ильенкова. Через них
познакомился с Р.Косолаповым (тот был один из немногих, что способствовали
публикациями Ильенкова и Мих.Лифшица). Далее известно: перестройка, ОФТ,
ИСКР, РКРП и РКСМ, РКСМ(б).

Интересно, "сработают" ли труды Мих.Лифшица и Ильенкова сейчас? Должны. Хотя
я их не читал уже лет тринадцать, но просто ощущаю, что моё мировоззерние
выстроено "лифшициански-ильенковски". Правда, в том числе и через
критическое воприятие их самих.

Сейчас в Москве проходят время от времени семинары по Ильенкову и Лифшицу --
проводят их росдственники и ученики.
Впечатление, конечно, не очень. Процветает выцветшее эпигонство.  Но так
флаг _нам_ в руки. Сходить можно, но уже прочитав авторские тексты Ильенкова
и Мих.Лифшица.

Я очень рад, что эти имена появились в нашей рассылке. Я ждал этого. Это
определённый знак поворота в умах.
Эти два советских философа-марксиста очень и очень могут помочь нам.

П.Б.